К концу 2012 года, по прогнозам экспертов, в России доля трафика VoIP в общем может достигнуть 40%. Это могло бы говорить о востребованности сервиса, как среди корпоративных клиентов, так и среди частных абонентов, однако сами операторы указывают на то, что VoIP остается нишевой услугой. По оценкам Discovery Research Group, доля VoIP в общих доходах услуг связи в России в 2008 году не превышала 8%, в 2009 году достигла 15%. К концу 2012 года аналитики Discovery Research Group прогнозируют увеличение доли трафика VoIP до 40%. По данным «ФИНАМ» доля местных вызовов, сделанных посредством IP-телефонии, составляет около 8-10% общего объема голосовых услуг, на долю междугородних и международных вызовов приходится около 30-40%. Основным драйвером роста VoIP-трафика в настоящее время являются корпоративные клиенты операторов связи. Так, по итогам 2010 года, до 50% компаний крупных городов используют IP-телефонию. Тем не менее, стоит отметить, растущий интерес к VoIP и со стороны частных абонентов. Причины для роста объемов трафика интернет-телефонии все-таки есть. Во-первых, это повышение качества IP-телефонии, во-вторых, увеличение моделей абонентских устройств, в частности, относительно недорогих SIP-телефонов. И, в-третьих, популярность VoIP связана с расширением спектра предоставляемых сервисов и более низкими ценами в сравнении со стандартными услугами связи. В настоящее время в Петербурге услуги IP-телефонии предоставляют более десятка операторов связи. Среди них компания «Комстар», «ПетерСтар» (приобретенный «МегаФон» в прошлом году), «ВестКолл», «Смарт Телеком» и прочие. Среди домашних сетей IP-телефонию развивают InterZet, NNZ-Home (оператор «ПиН Телеком»). Оператор «Сумма Телеком», которому принадлежит сеть «Цифра» проводит тестирование IP-телефонии. Ряд игроков рынка связи не разделяют мнение о необходимости развивать услугу VoIP. К примеру, в «ВымпелКоме» рассказали, что не развивают и пока не будут развивать услуги IP-телефонии на массовом рынке. «На наш взгляд, технология не обеспечивает необходимых стандартов качества, кроме того, в России есть проблемы с ее регулированием, - отмечает старший специалист по внешним коммуникациям Петербургского филиала «ВымпелКом» Мария Георгиевская. - Данная услуга у нас востребована корпоративными пользователями, но только в части передачи голоса по транспортным сетям». Услуга VoIP может занять значительную долю на рынке услуг связи, забрав часть рынка у традиционных операторов, отмечают аналитики. Так, уже сейчас наблюдается переток трафика из сетей мобильной и фиксированной связи в пользу IP-телефонии. |