Многие считают это какой-то очевидной истиной: "Skype создает угрозу бизнесу мобильных операторов". Как это часто случается с очевидными истинами, это утверждение далеко от действительности. В мире абстракций "сферический пользователь в вакууме", конечно, мог бы заменить все телефонные звонки общением по Skype, если бы захотел. Но даже в этой теоретической модели, впрочем, есть кое-какие неувязки.
Во-первых, Skype - не оператор, и для работы нуждается в инфраструктуре, которую построил и которой управляет оператор. Во-вторых, мобильный интернет не достается пользователю бесплатно. Это одна из услуг, за которую он платит оператору.
Но по-настоящему это предположение разбивается о действительность, в которой люди пользуются разными каналами общения, и Skype - лишь один (пусть и весьма интересный) из них.
Посмотрим, как это работает в реальном мире. У нас есть несколько партнеров среди мобильных операторов: Hutchison 3G в Великобритании и Австралии, Verizon Wireless в США и KDDI в Японии. В рамках этих партнерств мы предлагаем специальную версию нашего приложения для мобильных телефонов и смартфонов и серверное решение для операторов, которое помогает снизить нагрузку на канал передачи данных - что особенно важно для тех операторов, кто все еще строит 3G-сети (и Россия здесь очень уместный пример - покрытие 3G растет день ото дня).
С точки зрения пользователя, все выглядит предельно просто: на вашем мобильном у вас есть Skype, и вы можете переписываться и звонить своим собеседникам на Skype бесплатно, если у вас активирована услуга мобильного доступа в интернет. Вы можете использовать Skype с его низкими тарифами для международных звонков и посылать SMS на зарубежные номера.
А как это выглядит глазами оператора? Hutchison 3G (сеть "3") утверждает, что Skype не только стал драйвером роста абонентской базы (36% новых абонентов назвали его ключевой причиной перехода к этому оператору), но также вносит и позитивный вклад в доходы - пользователи Skype в сети "3" приносят в месяц в среднем на 20% больше, чем прочие (в том числе на 45% больше за счет обычных голосовых звонков), и менее склонны уходить к конкурентам. Мобильные телефоны отлично подходят для звонков, а Skype отлично подходит для того, чтобы быть на связи и экономить на дальних звонках, люди пользуются им именно для этого.
Этот пример иллюстрирует одну простую идею, которая, конечно, не выглядит так зажигательно, как гипотетическая война между Skype и операторами, но на деле еще более увлекательна. Операторы - специалисты по строительству и эксплуатации сетей, но людям не нужны "3G" или "мобильный ШПД" - им нужны сайты, сервисы и приложения, к которым они привыкли. В этом разбираются как раз разработчики софта, которые знают, как делать новые интересные приложения, которые нравятся людям. И уже этот спрос на приложения и создает спрос на услуги мобильного доступа в интернет, и новые источники дохода для операторов, которые, в свою очередь, получают средства для инвестирования в дальнейшее развитие сети.
Вот идея, которую стоит обдумать: по-настоящему устойчиво развиваются сложные экосистемы, а не вертикально-интегрированные гиганты. И наша партнерская программа для операторов - вклад в поддержание сложности и разнообразия. |